продолжение  

Однако, природа еврейской эмиграции на территорию Польши вызывает вопросы, а точнее, как и раньше, один вопрос: с запада или с востока? И на этот раз ответ неоднозначен. С одной стороны, весь XIII век продолжалось бегство с территории будущей Украины от резни и разрухи. Об этом было уже достаточно много сказано. В более поздние времена, аннексия Галицкой Руси Польшей в 1340м году не могла не ускорить проникновение евреев Червонной Руси, чье хазарское происхождение не вызывает сомнений, на территорию Польского королевства. Помимо этого, необходимо подчеркнуть, что в тот же период польское еврейство могло быть пополнено за счет евреев Венгрии. Как уже было сказано, в XIII веке хазарско-венгерской идиллии наступает конец. Первый, хотя и сравнительно мягкий, антиеврейский акт появляется в 1222 году; а в 1279 году акт синода в городе Буда резко ограничил венгерских евреев в правах, сделал попытку полностью изолировать их от христианского населения и обязал носить опознавательные знаки из красной ткани. И, несмотря на то, что благодаря сопротивлению королевской власти эти решения часто оставались на бумаге, последующие пятьдесят лет венгерской истории были связаны с постоянным ростом антисемитизма. Последнее не могло не привести к эмиграции венгерских евреев на территорию сопредельных стран, включая, разумеется, и Польшу. Наконец, в 1360 году евреи были полностью, хотя и не навсегда, изгнаны из Венгрии; нет необходимости подчеркивать, что с географической точки зрения Польша являлась одним из наиболее удобных приютов для изгнанников. Что же касается этнической принадлежности венгерских евреев тех времен, то, как было подчеркнуто в начале этой статьи, их хазарское происхождение достаточно хорошо документировано.
И тем не менее, век четырнадцатый вносит существенные коррективы в этнический состав польского еврейства; несмотря на присоединение Галиции и изгнание хазарских евреев из Венгрии, в Польше увеличивается процентный состав этнических евреев. В конце XIII - начале XIV века евреи впервые появляются на территории Восточной Германии; а общее движение немцев на восток (достаточно хорошо документированное) увлекает, как предполагают историки, и часть евреев. В их числе могли быть и собственно немецкие евреи, и некоторые из еврейских жителей Франции, изгнанных в 1306 году Филиппом Красивым. Наконец, в середине XIV века антиеврейская резня, сопровождавшая Великую Чуму, по всей видимости, привела к бегству евреев Восточной Германии на восток. И хотя нет никаких данных о численном соотношении погибших и бежавших, несомненно, что многие из жертв резни достигли Польши. Присутствие западноевропейских евреев было особенно ощутимым в общинах Силезии, области на границе с немецкими землями, которая до середины XIV века принадлежала Польше. В общих чертах, появление еврейских эмигрантов с Запада на территории Польши в позднее средневековье можно считать вполне документированным.
Наиболее полные данные сохранились в отношении Бреслау. Среди еврейских переселенцев, живших в Бреслау в середине XIV века, большинство было эмигрантами из Чехии и Германии, и только трое эмигрантами из Руси. Однако, на самом деле, это ничего не проясняет. Во-первых, потомки евреев, эмигрировавших на запад за век до этого, уже очевидно не считали себя переселенцами, в отличие от переселенцев из Германии XIV века. Во-вторых, община Бреслау того времени была очень немногочисленна и несомненно уступала и Кракову с его еврейской улицей, и Львову с двумя еврейскими кварталами, и тому неназванному польскому городу, где уже век назад было пять синагог. И если даже на польско-немецкой границе осело лишь очень немного эмигрантов из Германии, то нет оснований предполагать, что при продвижении на восток их становилось больше. В то же время общее еврейское население городов центральной и Восточной Польши было более значительным. Наконец, стоит отметить, что в том, что в городе на самой границе с Чехией и Германией оказалось много эмигрантов с запада нет ничего удивительного. Гораздо более интересным представляется присутствие трех евреев, считавших себя эмигрантами из Руси, - несмотря на значительную удаленность от последней в пространстве, и значительную временную дистанцию, разделяющую время, о котором идет речь, от массового бегства на запад русского населения. В более ранние времена и на территории юго- восточной Польши соотношение местных уроженцев, эмигрантов с запада и эмигрантов с Востока было несомненно иным. И тем не менее, несмотря на различия, было и нечто общее, объединявшее различные польские общины: средневековая Польша стала местом встречи хазарских и этнических евреев. Слившись между собой, эти два потока еврейской эмиграции образовали, при участии западнославянских прозелитов, новую нацию - ашкеназийское еврейство.
Осталось свести вместе уже сказанное. Как было показано, к концу XIII века на территории Восточной и Центральной Европы существовало ощутимое еврейское присутствие, преимущественно, а где-то и исключительно, хазарского происхождения. Речь идет о территории южной Белоруссии, центральной и западной Украины, центральной и восточной Польши, Словакии, Трансильвании, Венгрии и Австрии. Погромы конца XIII и XIV века пополнили эти общины за счет волн еврейских эмигрантов с Запада и, в первую очередь, за счет беженцев из Германии. В то же время аннексия Литвой Киевской Руси и Волыни и аннексия Галицкого княжества Польшей привели к появлению литовского еврейства и ускорили проникновение евреев Червонной Руси, чье хазарское происхождение не вызывает сомнений, на территорию Польского королевства. В последующие два века изгнание хазарских евреев из Венгрии (в 1360 году) и Литвы (в 1495) не могли не пополнить польское еврейство новой волной потомков хазар. Уния Польши и Литвы в 1569 году окончательно объединила две общины, и перемешала хазар и этнических евреев. И, наконец, волны еврейских беженцев из Волыни, Подолии, Галиции и Малопольши, захлестнувшие еврейские общины центральной Европы в результате погромов Хмельницкого в середине XVII века, принесли с собой последнюю волну хазарских евреев. Потомки степных кочевников стали называть себя ашкеназами; и в настоящее время уже вряд ли возможно сказать в какой именно степени ашкеназийские евреи происходят от повелителей хазарских степей. Но каким бы ни было соотношение семитской и тюркской крови в венах ашкеназов, в свете сказанного выше становится ясным, что у истоков еврейских общин Восточной Европы стоят именно хазары.


Home



Hosted by uCoz