Наконец, как и в случае с хазарами как народом, присутствие иудеев на Руси нашло отражение в ее топонимике. Однако, в отличие от хазарских топонимов, названия, связанные с иудаизмом, требуют более осторожного отношения; они могли появиться уже во времена польского господства на территории Киевской Руси и быть связанными с евреями, эмигрировавшими с Запада. Тем не менее, существует несколько "еврейских" названий, упомянутых уже в древнерусских летописях. Как уже было сказано, летопись 1124 упоминает квартал "Жидове" на территории Киева; в 1146 и 1151 годах Ипатьевская летопись упоминает "Жидовские ворота" в Киеве. "И поскочи к Жидовским воротом",- пишет летопись в 1146 году; "ста перед Жидовскими вороты" - в 1151ом. В 1257 году та же летопись упоминает город Жидичев в Киевской области. Жидячин, недалеко от Луцка, также упоминается в ранних документах. Таким образом, не остается сомнений в отношении существования еврейских общин на древнерусских землях.
Впрочем, евреи упоминаются далеко не на всей территории Древней Руси. Во Владимирской Руси и Новгородском княжестве о евреях ничего не известно, за исключением разве только одного упоминания, относящегося к концу XIIого века. Ипатьевская и Софийская первая летописи от 1175 года рассказывают о заговоре против князя Андрея Боголюбского, в котором предположительно участвовали два еврея: Офрем Моизич (Ефрем Моисеевич) и Анбал Ясин. Что касается первого, то как утверждал С.М.Соловьев, его имя свидетельствует о еврейском происхождении; о еврействе второго сообщает сама Ипатьевская летопись. Однако, в любом случае, это единичное упоминание про двух евреев-злоумышленников не является доказательством сколь бы то ни было значительного присутствия евреев во Владимирской Руси или на территории Новгородских земель. Более того, Новгородская первая летопись старшего извода о евреях вообще ничего не сообщает; а Новгородская первая летопись младшего извода упоминает о евреях только один раз, в 1445 году, и то как об иностранцах. Иными словами, евреи в Древней Руси упоминаются там и только там, где расселились хазары. В центральной и северной Руси, удаленной от бывших земель каганата, о еврейском присутствии ничего не известно. Таким образом, как уже было сказано выше, географическое положение Руси относительно больших еврейских общин, расположение самих еврейских общин Древней Руси, время их появления и, наконец, прямые свидетельства не оставляют сомнений в том, что еврейство Руси было, главным образом, хазарского происхождения.
Однако, время, отведенное Древней Руси было недолгим. В конце 30х - начале 40х годов XIII века Батый проходит по Руси, оставляя за собой руины, пепелища и трупы; и на два столетия Русь погружается в бездну хаоса и разрухи. Все это хорошо известно из школьных учебников; чуть менее известно, что под властью Орды оказалась не вся Русь: Новгородская и Червонная (Галицкая) Русь сохранили независимость. Что касается последней, территориально совпадающей с современной Западной Украиной, то, несмотря на то, что она была разорена монголами, так же как ими была разорена значительная часть Центральной Европы, ее судьба оказалась совсем иной, нежели судьба остальной Руси. Червонная Русь сохранила независимость, ее князь Даниил был принят в Орде с уважением, и даже вопрос о том платила ли Червонная Русь хотя бы минимальную дань Орде, остается открытым. Если русские князья стали бесправными вассалами Орды, то князь Даниил получил от Римского папы титул "Короля Русского". Наконец, на фоне общерусской разрухи бросается в глаза обширное строительство, которое велось на территории Червонной Руси: были основаны Холм, Угровеск, Данилов, Львов.
Несмотря на то, что сохранилось сравнительно немного данных относительно Червонной Руси, есть несколько важных свидетельств о еврейском присутствии на ее территории. Литицкий, дореволюционный историк евреев Подолья (Юго-Западной Украины), утверждал, что видел еврейские надгробные камни, относящиеся к XII веку. К сожалению, в наше время невозможно ни доказать, ни опровергнуть это утверждение. Впрочем, первое достоверное свидетельство еврейского присутствия в Червонной Руси также относится к XII веку. Эфраим бен Яааков из Германии рассказывает, что в 1171 году рабби Беньямин а-Надиб из Владимира-Волынского подвергся шантажу на территории Колони (Германия). После этого, мы ничего не слышим о евреях Червонной Руси на протяжении полувека; и следующее свидетельство всего лишь топонимическое. Ипатьевская летопись от 1227 года упоминает про город Жидичин на Волыни (Северо-Запад современной Украины). К 1240 году относится первое несомненное доказательство существования еврейской общины на территории Подолья (Юго-Запад Украины). В местечке Тиврове был найден могильный памятник, поставленный общиной своему главе в 1240 году. "Гибель следует за гибелью - говорим мы - велико наше горе...", - начинается надгробная надпись. В акростихе этой надписи на этом камне читается имя умершего (или погибшего) главы общины: Самуил. Дата, выбитая на памятнике, крайне интересна. 1240 год - это год нашествия Бытыя на Юго-Западную Русь; и именно этим, по всей видимости, объясняется трагический тон надгробной надписи. Эта надпись свидетельствует о том, что еще до монгольского нашествия на территории Западной Руси существовали еврейские общины.
В то же время, первые свидетельства, которые позволяют сделать вывод относительно значительного размера еврейских общин Червонной Руси, появляются уже после монгольского нашествия. В этом нет ничего удивительного, поскольку, как принято считать в русской историографии, после монгольского нашествия значительная часть городского населения Владимирской и Киевской Руси бежала на территорию Волыни и Галиции. Евреи, тесно связанные с городской цивилизацией, пришедшей в упадок на востоке и сохранившейся на западе, не могли не быть в числе эмигрантов. Ипатьевская летопись от 1288 года, рассказывая о смерти Владимира Васильковича (князя во Владимире-Волынском - одном из двух центров Червонной Руси), сообщает о народном горе следующее: "И тако плаковшеся над ним все множество Володимирцев... Немци, и Сурожьце, и Новгородци, и Жидове плакахуся аки во взятье Иерусалиму егда ведяхут я в полон Вавилоньский" ("... евреи же плакали, как по взятию Иерусалима, когда вели их в плен Вавилонский"). Любопытно, что описание еврейского горя занимает почти столько же места, как и все остальное сообщение; наличие подобной записи в традиционно лаконичной летописи говорит о значительной еврейской общине на территории Владимира-Волынского конца XIII века.
Впрочем, подобных свидетельств о втором центре Червонной Руси, Галиче, не сохранилось. С другой стороны, такие сведения существуют в отношении Львова, который с конца 50х годов XIII века приходит на смену Галичу, в качестве столицы Галицкого княжества. Историк XVII века Бартоломей Зиморович, основывавшийся, как принято считать, на несохранившихся документах XIII-XIV веков, сообщает, что, основывая Львов, князь Лев Данилович разделил его на четыре квартала: собственно княжеский, русский, армяно-татарский и еврейский. Речь идет о середине XIII века; и создание особого еврейского квартала позволяет говорить о существовании значительной еврейской общины на территории Галицкой Руси в этот период. Более того, похоже, что на территории, выделенной евреям князем Львом, всем места не хватило; акты гродские и земские (1356) и Львовская городская книга (1384), дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о появлении во Львове в середине и второй половине XIV века второго квартала, населенного евреями. Оба квартала сохранились вплоть до XX века.
Однако, по крайней мере на первый взгляд, происхождение еврейских общин Червонной Руси остается неясным; в отличие от свидетельств X-XII века, слово хазары не упоминается ни в одном из перечисленных документов. В этом нет ничего удивительного, поскольку Червонная Русь второй половины XIII века была достаточно далека от хазарского каганата, как в пространстве (современная Западная Украина), так и во времени. И тем не менее, по крайней мере в теории, евреев Червонной Руси XIII века можно рассматривать и как потомков разгромленных еврейских общин Рейнской области (пограничная полоса между Францией и Германией), и как часть общего хазарско-еврейского присутствия на территории Древней Руси. Но, положив перед собой карту Европы и взвесив обе возможности на весах здравого смысла, я понимаю, что выбора практически нет. Воспоминание о перечисленных в начале статьи проблемах, с которыми сталкивается гипотеза о массовом переселении евреев Рейнской области на территорию Украины, указывает в том же направлении. Наконец, Владимир Меламид, современный историк еврейской общины Львова, пишет об ославяненных формах имен, которые существовали среди львовских евреев вплоть до конца XV века. Итак, как я уже сказал, евреи Червонной Руси XIII - начала XIV века являются прямыми потомками евреев Древней Руси: поселившихся на территории ее западной части еще до монгольского нашествия или бежавших от хаоса, резни и разрухи на запад, на территорию Червонной Руси, сохранившей независимость и относительную стабильность и после монгольского нашествия. Иначе говоря, они являются потомками хазар.
Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении восточноевропейского еврейства XIII - первой половины XIV века осталось сделать последний шаг: попытаться ответить на вопрос о происхождении евреев Польско-Литовского государства. Начнем с Литвы. В первой половине XIV века Великое Княжество Литовское захватывает центральную и северо- западную Украину, включая значительную часть Червонной Руси. И, если до этого времени нет абсолютно никаких свидетельств относительно пребывания евреев на территории Литвы, такие свидетельства появляются вскоре после захвата Гедымином Волыни в 1321 году. Документы, собранные еврейским историком Бершадским в конце прошлого века, позволяют утверждать, что в конце XIV века еврейские общины существовали не только в центральной Украине и на Волыни (Киев, Луцк, Владимир-Волынский), но и в Брест- Литовске, Гродно и Тракае. Время их появления позволяет предположить, что они возникли в результате эмиграции с юго-востока, с территории Руси; некоторые этнографические данные, как кажется, указывают в том же направлении. Наконец, одно из трех мест компактного проживания евреев вне нынешней Волыни, Брест-Литовск, расположено на самой границе с последней, и с исторической точки зрения тесно с ней связано. Более того, с русским происхождением еврейских общин Литвы не спорит даже энциклопедия "Джудаика", которая во всем остальном старательно избегает упоминаний про хазарскую гипотезу.